В апреле этого года корабль Королевского военно-морского флота Великобритании, находясь у берегов Антарктиды, использовал для изучения ледовой обстановки беспилотный летательный аппарат, который был изготовлен прямо на борту судна с применением аддитивных технологий и 3-D принтера.
По мнению ряда специалистов, подобные технологии производства летательных аппаратов на борту корабля могут, в перспективе, полностью изменить стратегию применения авианосцев. На авианосцах будут действовать лаборатории по изготовлению ударных дронов, способные оперативно восполнять возможные потери в летательных аппаратах. Дроны дешевле боевых самолетов, а риск потерь в летном составе отсутствует по определению.
Уже сейчас наблюдается явная тенденция к относительному и абсолютному росту числа ударных БПЛА в составе вооруженных сил технологически развитых государств. Беспилотные летательные аппараты при выполнении целого спектра боевых задач не только дополняют, но иногда и заменяют пилотируемую авиацию. Правда, изготавливаются они пока по традиционным технологиям.
Сегодня уверенно можно говорить о том, что аддитивные технологии вполне подходят для изготовления различных прототипов. Применимы ли они для создания действительно полнофункциональных образцов летательных аппаратов покажет время.
Российские инженеры также используют метод 3-D печати в своих разработках. На прошлогодней выставке «Армия-2015» был продемонстрирован образец летательного аппарата, созданный по данной технологии рыбинским КБ «Луч». На разработку аппарата весом 3,8 кг ушло 2,5 месяца, а на изготовление всех деталей и сборку понадобились 2 рабочие смены.
Суть аддитивного производства заключается в создании детали сложной формы методом послойного нанесения материала под управлением компьютера по заложенной в его память трехмерной модели.